Банк идей
Связаться с нами
+7 (495) 661 55 12

звоните круглосуточно!

+7 (495) 661 55 12

Автор статьи:
Акимов А.В.

Проблема хирургической коррекции нестабильных повреждений позвоночника у собак остается одной из актуальных проблем реконструктивно-восстановительной хирургии. 

В условиях развития собаководства, а также в связи с желаемым уменьшением сроков реабилитации животных чрезвычайно важным является вопрос ускорения процесса возвращения стабильности оперированного сегмента позвоночника, при минимизации операционной травмы.

Материалы и методы

В нашем исследовании участвовали 9 собак обоего пола с массой тела от 10 до 60 кг разных пород (2 немецкие овчарки, 1 пекинес, 1 колли, 1 такса, 4 метиса), поступавшие с диагнозом перелом или переломо-вывих каудального грудного отдела позвоночника, имеющие различную степень неврологических расстройств.

Техника операции заключалась в:

a) дорсальном доступе к позвоночнику;

b) моносегментарной фиксации при помощи транспедикулярной конструкции на уровне сегментов ThIX-ThX;

c) заключительном этапе операции, который включал тщательный гемостаз и закрытие операционной раны.

После операции всех пациентов подвергали курации с ведением истории болезни.

В предоперационном периоде всех собак подвергали общему клиническому и неврологическому исследованиям, в качестве средств визуальной диагностики использовали рентгенографию, миелографию, магнитно-резонансную или компьютерную томографию. В день операции животным назначали голодную диету, перед вмешательством внутримышечно вводили масляную суспензию амоксициллина в дозе 7 мг/кг массы тела.

В качестве премедикации использовали: раствор атропина сульфата 0,1% в дозе 0,3-0,5 мг внутримышечно; раствор этамзилата 12,5% в дозе 125 мг; аскорбиновую кислоту в дозе 1-2 мл 5% раствора. Оперативные вмешательства проводили с использованием нейролептоанальгезии по схеме: раствор бутомидора 10 мг в дозе 0,15-0,3 мл/кг массы тела в сочетании с раствором ксилазина 2% в дозе 0,1-0,15 мл/кг внутривенно. 

Методика хирургической операции

Дорсальный доступ к позвоночнику выполняли по общепринятой методике на уровне сегментов ThX-ThIX. Разрез кожи осуществляли латеральнее дорсальных краев остистых отростков. Рассекали подкожную клетчатку и поверхностную фасцию. Глубокую фасцию рассекали справа и слева от остистых отростков. Прямым распатором отделяли длинные и короткие мышцы дорсального мышечного тяжа от остистых отростков и дужек позвонков. Гемостаз выполняли при помощи тампонирования раны салфеткой и электрокоагуляции. Освобождали от мягких тканей поперечные отростки позвонков. После этого определяли точку для введения имплантата. Затем костной ложкой по Volkmann формировали площадку для упора сверла.

Под углом 25º высверливали канал для педикулярного винта, который вводили при помощи винтодержателя. Используя введенные винты для фиксации позвонков осуществляли репозицию, при необходимости удаляли костные осколки, не имеющие плотной связи с мягкими тканями. В некоторых случаях проводили ляминэктомию для оценки степени повреждения сосудисто-нервных образований позвоночного канала и удаления внедрившихся в позвоночный канал костных осколков, а также гематом. После этого гомолатеральные педикулярные винты соединяли при помощи цилиндрического стержня, который укреплялся гайкой к каждому из винтов. Гайки затягивали с помощью фиксатора для винтов и отвертки. После постановки транспедикулярной конструкции приступали к закрытию раны.

Непрерывным швом закрывали разрез мышц спины, глубокой и поверхностной фасций, матрацным швом - разрез подкожной клетчатки, на разрез кожи накладывали косметический шов.

После операции для оценки положения педикулярных винтов выполняли рентгенограммы в дорсо-вентральной и латеральной проекциях. В послеоперационный период животных с первых суток содержали в обычных условиях стационара, два раза в сутки проводили их клиническое обследование с занесением данных в историю болезни, кроме этого исследовали неврологический статус животных, контролировали эвакуаторную функцию кишечника и мочевыделительной системы, осуществляли необходимые гематологические исследования. В день операции собаки получали только воду, со вторых суток животных переводили на кормление сухим кормом. Во всех случаях транспедикулярная конструкция была удалена в сроки от месяца до трёх после её установки. Срок курации пациентов после удаления конструкции составил от 8 месяцев до 3ёх лет, в течение этого периода случаев возникновения нестабильности в прооперированном или смежных сегментах не наблюдалось.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования подтвердили, что: оперативный доступ при хирургическом вмешательстве по поводу постановки транспедикулярной конструкции в каудальном грудном отделе позвоночника у собак является лего выполнимым и малотравматичным; введение транспедикулярных винтов при соблюдении величин углов отклонения, формы и минимальных размеров ножек дуг позвонков является достаточно безопасной с точки зрения возможного повреждения нервно-сосудистых образований процедурой. Рентгенологический контроль подтвердил, что использование транспедикулярной конструкции в каудальном грудном отделе позвоночника у всех пациентов позволило создать и сохранить биомеханические условия для образования костного блока в оперированном сегменте. В одном случае у собаки развилось нагноение операционной раны через 5 дней после вмешательства, которое своевременно удалось купировать при помощи хирургической обработки, дренирования раны и антибиотикотерапии препаратом «Оксампицин» в дозе 200 мг/кг/сут.

В заключение необходимо отметить, что транспедикулярная фиксация безусловно обеспечивает возможность надежной стабилизации поврежденных сегментов каудального отдела позвоночника за счет формирования фиброзного блока в области повреждения.