Банк идей
Связаться с нами
+7 (495) 661 55 12

звоните круглосуточно!

+7 (495) 661 55 12

Автор статьи:
Жарков А.В.

Как известно, спинной мозг окружен тремя мозговыми оболочками – meninges.

Твердая оболочка спинного мозга – dura mater spinalis – наружная и самая прочная. Со спинного мозга она переходит на спинальные нервы и образует на них влагалища, прикрепляющиеся по краям межпозвоночных отверстий. Между твердой оболочкой и надкостицей заключено эпидуральное  пространство – cavum epidurale, заполненное рыхлой соеденительной тканью.

Паутинная оболочка спинного мозга – arachnoidea spinalis – с воей наружной поверхностью довольно плотно прилежит к твердой оболочке, отделяясь от нее щелевидным пространством – cavum subdurale, а от мягкой – более обширным подпаутинным пространством – cavum subarachnoidale. Оба подоболочечных пространства заполнены цереброспинальной жидкостью (ЦСЖ) – liquor cerebrospinalis.

Мягкая оболочка спинного мозга – pia mater spinalis - довольно плотная. Она содержит большое количество сосудов и прочно срастается с наружной поверхностьюспинного мозга.

Суть метода заключается во введении в субарахноидальное пространство рентгеноконтрастного вещества с последующей рентгенографией области предпологаемого повреждения спинного мозга.

Прямым показанием к миелографии является подозрение на повреждение спинного мозга, основанное на клинических признаках и анамнезе. Существуют также и противопоказания: не стоит проводить миелографию при подозрении на менингит ( в этом случае,предворительно проводят анализ ЦСЖ; плеоцитоз или повышение количества общего белка являются  противопоказаниями) или на аномалию спинного мозга,ассоциирующуюся с гидроцефалией риск смещения мозжечка).

Перед миелографией мы проводили животным нейролептоаналгезию ксилазином в дозе 1 мг/кг. Для премедикации мы использовали диазепам, обладающий противосудорожным действием (в дозе 1мг/кг), и атропин 9 вдозе 0,5 мг/кг). Сразу после проведения нейролептоаналгезии мы интубировали животное,что позволяло немедленно прибегнуть к исскуственной вентиляции легких в случае остановки дыхания.

При проведении контрастирования ликворных пространств спинного мозга очень важным этапом является расчет дозы рентгеноконтрастного вещества. С повышением концентрации улучшается качество визуализации, но в то же время, повышение концентрации контрастного вещества в ликворных пространствах увеличивает риск осложнений, аллергических реакций,  побочных эффектов со стороны ЦНС.Поэтому очень важен выбор рентгеноконтрастных веществ. Исходя из собственного опыта, мы рекомендуем «Омнипак» 300 мг/мл в дозе 0,5 мл/кг, но не более 12 мл на животное.

Следует отметить, что исходя из нашего опыта, всасывание рентгеноконтрастного вещества происходит намного быстрее при субокципитальной инъекции, чем при люмбальной. В целом, контрастное вещество в концентрации, обеспечивающей хорошую визуализацию субарахноидального пространства, сохраняется 15-20 мин.В зависимости от предпологаемой области повреждения мы избирали краниальный или каудальный доступы для выполнения субарахноидальной инъекции.

Краниальный доступ мы осуществляли путем инъекции в область атланто- окципитального сочленения. Для этого животное фиксировали в грудном положении, голову иммобилизировали под прямым углом к оси шейного отдела позвоночника. Иглу вводили по дорсальной срединной линии, посередине между пальпируемыми наружным затылочным гребнем ( Protuberantia occipitalis externa ) и крыльями отланта ( Alae alaris), под прямым углом к поверхности кожи. При достижении атлантозатылочной мембраны ощущалось сопротивление. При перфорации распологающейся под ней твердой оболочки обычно наблюдалось подергивание головой.После попадания в большую цистерну извлекали мандрен и обеспечивали пассивный выход цереброспинальной жидкости , в количестве равном примерно половине объема контрастного материала. Затем, медленно, без избыточного давления вводили контрастное вещество.

Каудальный доступ мы осуществляли путем субарахноидальной инъекции в поясничном  отделе позвоночника. Для этого животное фиксировали в боковом положении, вытянув краниально тазовые конечности(так чтобы позвоночник животного находился в согнутом положении). Инъекцию проводили на уровне  L5 - L6 у хондродистрофических пород собак. У нехондродистрофических пород инъекцию выполняли на уровне L4 – L5, так как твердый конус у них обычно более короткий.

Ориентируясь по крыльям подвздошной кости, пальпаторно определяли L7, находящийся на уровне их краниального края, и идентифицировали L6, L5 и L4. Затем вводили иглу в саггитальной плоскости в межпозвоночное пространство, между двумя остистыми отростками, параллельно каудально расположенному остистому отростку. После ощущения «проваливания» иглы (при проколе твердой мозговой оболочки) извелекали мандрен и ,при наличии истечения цереброспинальной жидкости, вводили рентгеноконтрастное вещество.

Стоит отметить, что при краниальном доступе (в случае погрешностей в техние его исполнения) существует определенный риск возникновения таких осложнений , как остановка дыхания, развитие конвульсивного криза, повреждение венозного синуса или спинного мозга.

Приводим несколько  выписок из историй болезни.

  1. В клинику кафедры поступила собака (порода-боксер, кобель, возраст 11 лет). При клиническом обследовании: гипертонус мышц задних конечностей, усиление коленного и седалищного рефлексов( симптомокомплекс по типу верхнего моторного нейрона), выраженная болевая реакция в паравертебральной области поясничного отдела позвоночника. При помощи миелографии была выявлена многоуровневая протрузия межпозвоночных дисков поясничного отдела. После курса медикаментозной терапии была проведена ламиноэктомия  на уровне L1-L3. В течении двух недель после операции тонус мышц и сила рефлексов задних конечностей пришла в норму. Болевая реакция исчезла.
  2. Ягд-терьер (кобель, возраст- 6 лет)  поступил в клинику кафедры с травмой в области грудного отдела позвоночника. При клиническом обследовании выявлено: гипертонус мышц- экстензоров на передних конечностях, болевая чувствительность и произвольные движения сохранены на передних конечностях и отсутствует на задних.(синдром Шиффа- Шеррингтона); отсутствие мочеиспускания. При проведение миелографии была обнаружена задержка контрастного вещества на уровне Thio («стоп-контраст»), что свидетельствовало о компрессии спинного мозга на этом уровне. От хирургического вмешательства хозяева отказались. Медикаментозная терапия улучшила состояния животного( восстановилось мочеиспускание, появились произвольные движения и болевая чувствительность в задних конечностях), но полного восстановления неврологического статуса не произошло.
  3. Пудель (кобель,возраст-2 года) поступил в клинику кафедры после автокатастрофы с травмой в области шеи. При неврологическом обследовании: гипертонус мышц на всех четырех конечностях, усиление седалищного и коленного рефлексов, выраженная болевая реакция в области шеи. Данные миелографии указывали на неполную спинно -мозговую компрессию на уровне  C3-C4, что могло быть вызвано эпидуральной гематомой. Курс медикаментозной терапии привел к полному восстановлению нормального тонуса мышц и исчезновению болезненности в области шеи, что позволило избежать оперативного вмешательства.

Медикаментозное лечение во всех случаях, связанных с повреждением спинного мозга, ориентировалось на уменьшение воспалительного отека на месте травмы и поддержания жизнедеятельности нервных клеток в условии гипоксии, что достигалось применением метилпреднизалона по следующей схеме: в 1 сутки 30 мг/кг внутривенно, каждые 8 часов; во 2 сутки 10 мг/кг внутримышечно, каждые 8 часов; на 3 сутки 8 мг/кг, каждые 8 часов, внутримышечно; на 4-6 сутки 2,5 мг/кг каждые 8 часов внутримышечно; на 7-9 сутки доза снижалась до 1,25 мг/кг внутримышечно. Кроме того, применялись диуретики, витамины группы B, антиоксиданты, антибактериальные препараты.

Выводы: миелография - метод рентгенографического исследования, позволяющий установить локализацию повреждения спинного мозга и оценить его степень. При правильной технике исполнения миелографии не несет опасности для здоровья животного. Исходя из нашего опыта, применения препарата «Омнипак»300 мг/мл в дозе 0,5 мл/кг является оптимальным для визуализации субарахноидального пространства.