Термином «комплекс эозинофильной гранулемы кошек» (КЭГ) называют группу кожных поражений. Традиционно различают 3 группы: эозинофильную гранулему, эозинофильную бляшку и индолентную язву. Эти поражения распространены и чаще регистрируются у кошек, которые имеют гиперчувствительность к аэроаллергенам, пищевую аллергию, гиперчувствительность к укусам блох. Есть публикации, что некоторые эозинофильные гранулемы, расположенные в ротовой полости у охотящихся на насекомых кошек, являются результатом «погруженных» частиц этих самых насекомых в толщу тканей губ. Но тем не менее, многие случаи остаются идиопатическими.
Эозинофильная гранулема. Фото Анастасии Сороченко.
У одной и той же кошки может наблюдаться комбинация поражений. Довольно часто эти поражения осложняются вторичной бактериальной инфекцией. Нет опубликованных исследований о породной и половой предрасположенности. Сам термин КЭГ часто используется как окончательный диагноз, но при этом первопричина заболевания может быть различной.
Индолентная язва. Фото Надежды Нешко.
Эозинофильная гранулема может появляться в ротовой полости в виде беловатых папул и узлов на языке, под языком, на небе. Поражения могут быть эрозированными или изъязвленными, и иметь очаги некроза. Также довольно часто поражения проявляются небольшой отечностью подбородка с блестящей кожей на нем. Плотные, зудящие поражения в межпальцевых промежутках, в толще подушечек лап и поражения в виде внутрикожного утолщения наподобие тяжа на каудальных поверхностях бедер, боках, животе (линейная гранулема) – также проявления эозинофильной гранулемы.
Эозинофильная бляшка – поражения одиночные или множественные, хорошо ограниченные, приподнятые, с влажной блестящей поверхностью. Они могут быть эрозированными, изъязвленными, иметь некротические очаги. Большинство эозинофильных бляшек встречается на животе, в паху, на внутренней поверхности бедер. Часто поражения осложнены бактериальной инфекцией.
Эозинофильная бляшка. Фото Натальи Голомысовой.
Индолентная язва (или эозинофильная язва, или «вялая» язва) – поражения начинают проявляется в виде эрозий на одной или на обеих верхних губах. Затем они увеличиваются, могут переходить в язвы, в центре которых появляются некротические ткани. В некоторых случаях может быть выражен гнойный экссудат. Сами губы из-за скопившегося в толще кожи воспалительного инфильтрата отечные. Зуд и боль очень редки, но может присутствовать периферическая лимфоденопатия. Есть мнение, что начальному этапу развития индолентной язвы способствует усиленное разлизывание кошкой других частей тела из-за имеющегося у нее зуда. В одном экспериментальном исследовании указано, что из 8 кошек с блошиным аллергическим дерматитом индолентные язвы были у 5 кошек. По гистологическому исследованию более «ранние» индолентные язвы имели более выраженное нейтрофильное воспаление, осложненное бактериальной инфекцией на ее поверхности.
Индолентная язва и эозинофильная гранулема. До лечения. Фото Ольги Шамановой.
Дифференциальные диагнозы включают глубокие бактериальные и грибковые инфекции, калицивирусную и герпесвирусную инфекции, микобактериальную инфекцию, неоплазию, травму (укусы грызунов, кошек), дерматофитию, иммунообусловленные заболевания (лекарственные реакции, листовидную пузырчатку).
Клинические симптомы очень характерны, но тем не менее для диагностики необходимы цитологическое и гистологическое исследования. Данные анамнеза жизни и анамнеза болезни животного будут сужать круг возможных дифференциальных диагнозов. Должны быть выполнены соскобы с кожи, трихоскопия шерсти, посев шерсти для исключения дерматофитии, проведены «усиленные» противоблошиные обработки животному, проведена элиминационная диета.
Индолентная язва и эозинофильная гранулема. После лечения через 7 дней. Фото Ольги Шамановой.
Цитологический анализ (мазок-отпечаток с поверхности или тонкоигольная цитология) может выявить эозинофилию. Однако, наличие внутриклеточных бактерий, нейтрофилов и эозинофилов указывает на наличие вторичной бактериальной инфекции. Гистологическое исследование в основном помогает исключить другие дифференциальные диагнозы. Эозинофилию в крови часто можно наблюдать, но она может и отсутствовать. Эозинофилия в крови не является патогномическим признаком аллергии у кошек.
Эозинофильная бляшка. Фото Юлии Мане.
Лечение заболевания зависит от первопричины, но если она не найдена, в качестве симптоматического лечения для снятия зуда и уменьшения воспаления применяются глюкокортикостероиды: преднизолон в дозе 2 мг/кг 1 раз в сутки или метилпреднизолон (0,8 * на дозу преднизолона). Некоторые кошки лучше отвечают на дексаметазон (0,15* на дозу преднизолона) или триамцинолон (0,25-0,8*на дозу преднизолона). Как только достигается ремиссия, можно снизить дозу до поддерживающей, и давать ее через день, а затем доза может быть снижена до минимально эффективной для данного животного, которую дают 1 раз в 3 дня. Также широко применяется и хорошо переносится циклоспорин (7,5 мг/кг 1 раз в сутки). По некоторым сообщениям, также в качестве дополнительной терапии эффективны полиненасыщенные незаменимые жирные кислоты и антигистаминные препараты.
Для устранения вторичной бактериальной инфекции эффективны амоксициллин клавунат 15-20 мг/кг 2 раза в сутки, цефовецин 8 мг/кг каждые 14 дней, клиндамицин 11-22 мг/кг 1 раз в сутки или марбофлоксацин 2,75-5 мг/кг 1 раз в сутки.
Индолентная язва. Фото Дарьи Ивлевой.
Иммунная коррекция рекомбинантным кошачьим омега интерфероном или рекомбинантным человеческим альфа интерфероном (30-60 IU/кошку перорально 1 раз в сутки, в течение 30 дней) успешна у некоторых кошек, хотя поражения рецидивируют после окончания терапии. Хирургическое удаление, лазерная хирургия, криохирургия, лучевая терапия рекомендуются для поражений, рефрактерных к медикаментозному лечению.
Линейная гранулема. Фото Екатерины Буденкевич.
Эозинофильная бляшка. Фото Екатерины Худяковой.
Список используемой литературы:
1.Muller & Kirk`s. Small Animal Dermatology 7th Edition,2013.
2.Tim Nuttall, Richard G.Harvey, Patrick J.McKeever. A colour handbook of skin diseases of the dog and cat. Second edition, 2009.
3.Francesco Albanese. Atlas of dermatological citology of dogs and cats, 2010.
Голомысова Наталья Валериевна,
ветеринарный врач - дерматолог Центра ветеринарной Дерматологии, г.Москва.