Top.Mail.Ru
Записаться на прием
Связаться с нами
+7 (495) 661 55 12

звоните круглосуточно!

На территории города Москвы обитает огромное количество мелких домашних животных, при этом с каждым годом увеличивается численность безнадзорных собак и кошек. Поэтому любому владельцу собак и кошек необходимо знать интенсивность распространения паразитарных болезней мелких домашних животных и их роль в распространении паразитов в окружающей среде мегаполиса, а также пути возможной передачи возбудителя жителям города.

Широкое распространение гельминтозов среди животных приводит к интенсивному загрязнению окружающей среды инвазионными агентами паразитарной этиологии, ежедневно с фекалиями собак выделяются миллиарды яиц гельминтов, которые попадают в почву, загрязняя детские площадки, песочницы, территории парков и скверов. Такому загрязнению способствуют сами владельцы животных, которые пренебрегают правилами санитарной безопасности, а также отсутствие специализированных мест для выгула собак.

Исследования, проведённые в разных странах, установили значительную обсеменённость почвы населённых пунктов яйцами токсокар (от 1-3% до 57-60%) (Coman S., Doana V., Milu A., 2003). В Москве наибольшее количество контаминированных проб обезличенных фекалий было обнаружено на территориях следующих административных округов: Западного (ЭИ – 13,3%), Центрального (ЭИ – 13,0%), Юго-Восточного (ЭИ – 10,3%), а также Южного и Юго-Западного округов, ЭИ составила 9,7 и 9,6% соответственно. При исследовании на обсемененность почвы яйцами токсокар на огороженных и хорошо ухоженных участках детских садов, куда доступ собак и кошек ограничен, процент загрязнения оказался ниже и составлял от 3,85 до 6,26%. Неблагополучная ситуация складывается в рекреационных зонах, куда жители города выезжают с собаками. Например, в подмосковном дачном поселке в Истринском районе загрязненность почвы яйцами токсокар составила в летний период 11,2%, при интенсивности 1-6 яиц на 100 г пробы. Следует отметить, что загрязненность почвы в сельских населенных пунктах, как правило, выше, чем в городах, а в зоне частных домовладений выше, чем в зоне застройки многоэтажными домами.

Заражённость взрослых собак токсокарозом колеблется от 9% до 38%, а щенков от 31% до 100%. При оценке условий содержания собак и их пораженности токсокарами выявлено, что у частных владельцев уровень пораженности, особенно щенков, значительно ниже пораженности собак, содержащихся в приютах.

Исследования образцов почвы в разные сезоны года показало, что наибольшее заражение почвы яйцами токсокар была обнаружена весной, после стаивания снега, в летом этот показатель уменьшается, а осенью контаминация почвы снова возрастает.

Эпидемическая опасность, которую представляют зараженные токсокарами собаки, была доказана в XX веке. В 1921 г. F. Fulleborn высказал предположение о возможности паразитирования у человека несвойственных ему видов аскарид с развитием аллергических реакций, а в 1952 г. P. Beaver назвал феномен миграции личинок гельминтов животных у человека larva migrans (мигрирующие личинки). Larva migrans – гельминтоз, обусловленный мигрирующими в коже и/или во внутренних органах человека личинками не свойственных ему гельминтов животных, как правило, не достигающих в организме человека половой зрелости.

Яйца токсокар могут передаваться человеку при употреблении свежих овощей, фруктов и зелени, с загрязненной водой. Но, основную и ведущую роль в заражении человека играет почва.

В группу риска заражения токсокарозом входят дети, особенно дошкольного возраста, ветеринарные врачи, работники питомников, люди, занимающиеся охотой с собаками, владельцы приусадебных участков, огородов.

Инвазионные яйца токсокар, попадая из внешней среды в организм человека, превращаются в личинок, с кровотоком разносятся по организму, оседают в различных органах и тканях, чаще в печени и лёгких, окружаются плотной капсулой, формируя гранулёмы. Благодаря капсуле паразит сохраняет жизнеспособность многие годы, что и обуславливает рецидивы болезни даже после полного курса лечения.

В последнее десятилетие число только учтенных больных токсокарозом в России выросло более чем в 100 раз. Но, поскольку не все случаи заболевания регистрируются, точно оценить степень распространения ларвального токсокароза среди людей до настоящего времени остается очень сложно. Токсокароз у детей выявляется только при целенаправленном серологическом обследовании их на это заболевание. Несмотря, на имеющиеся симптомы, ни медицинские работники детских образовательных учреждений, ни врачи лечебно-профилактических учреждений, в которых обслуживались дети, не предположили наличие ларвального токсокароза. У 18,6% заболевших детей был неправильно поставлен первоначальный диагноз (Боткина А.С., 2015).

Симптомы висцерального токсокароза нехарактерны и разнообразны. Наиболее типичны субфебрильная лихорадка и синдром поражения лёгких. Так же можно отмечать гиперплазию печени, иногда селезёнки, боли в животе, тошноту, рводу, диарею. Редко наблюдаются аллергический миокардит, нефропатии, панкреатит, кожные проявления (эритемы). Все чаще стали проявляться признаки поражения центральной нервной системы. Различные пути миграции паразита, разные выделяемые наружу продукты метаболизма вызывают различную степень иммунного ответа, что обуславливает нехарактерную клиническую картину, которая не может точно указать на заболевание токсокарозом. Этот факт осложняет диагностику токсокароза и приводит к необходимости проводить дополнительные диагностические тесты. Поэтому у человека основой диагностики токсокароза на сегодняшний день являются лабораторные методы исследования.

Наиболее информативным методом считается ИФА, а именно определение титра специфических IgG-антител к T. сanis. Титр специфических антител 1:800 и выше с большой степенью вероятности свидетельствует о заболевании, а титры 1:200-1:400 – о носительстве токсокар при висцеральном токсокарозе и патологическом процессе при токсокарозе глаз. Кроме того, возможны и ложные результаты исследования: ложноположительные могут наблюдаться у больных эхинококкозами, описторхозом, миграционной фазой аскаридоза; ложно отрицательные – при токсокарозе глаз, первичном иммунодефиците, длительном течении гельминтоза.

В заключение необходимо подчеркнуть, что токсокароз является заболеванием, для которого профилактика играет решающую роль.

Для профилактики гельминтозов, в том числе и токсокароза собак, ветеринарные врачи советуют применять комплексные препараты, которые действуют на все стадии развития гельминта. На современном рынке представлено огромное разнообразие различных нтигельминтных препаратов, с различными действующими веществами, с различными видами применения и различной ценовой категорией. Владелец сам может выбрать подходящий препарат, главное учитывать возраст животного, его вес, физиологическое состояние (сопутствующие заболевания, беременность, период лактации и тп) и не менее важно, породу собаки, ведь у некоторых препаратов есть противопоказания. Такими породами считаются колли, шелти, бобтейл и их метисы. Они чувствительны к таким веществам, как мильбемицин, ивемектин, селемектин.

Профилактическую дегельминтизацию необходимо проводить с двухмесячного возраста перед первой плановой прививкой за 10-14 дней. Далее считается оптимальным дегельминтизировать 3-4 раза в год, но, не забывая это делать перед каждой ежегодной прививкой за 2 недели. Беременным и лактирующим самкам многие антигельминтные препараты противопоказаны, хотя некоторые производители утверждают, что при соблюдении дозировок применение возможно. Ветеринарные врачи советуют обрабатывать животных до предполагаемой вязки за 14 дней. Если у животного на какой-то из препаратов было побочное действие (понос, рвота, вялость), желательно обратиться к ветеринарному специалисту.

Битюкова Анастасия Александровна,
ассистент ветеринарного врача
СВК «Свой доктор» филиал Речной вокзал

Записаться на приём
Другие статьи по теме: Собаки